в ноябре я приболел и выздоравливал в обнимку с произведенями Бориса Акунина об Эрасте Фандорине. из тринадцати вышедших на данный момент книг в пределах одного месяца я охватил одинадцать, поэтому сформировал претендующее на целостность мнение, которым и хочу поделиться.
начну с того, что стиль я бы охарактеризовал как детективные сказки и думаю, что я недалек от истины. Фандорин - весьма идеализированный персонаж, к недостаткам которого относится разве что эмоциональная травма, полученная в конце первого произведения и сделавшая его чуток "мороженным". в остальном же Эраст Петрович супергерой. посудите сами: воспитан, учтив, ловок, быстр, хитер, мастер перевоплощений, отличный психолог, дико умен и нравится женщинам.
насколько мне известно, литературный проект "Новый детектив" ставит перед собой задачу охватитьэкспериментировать с детективными жанрами. на первых порах это выглядит нормально, пока не появляется непонятный "диккенсовский детектив" ("Любовник смерти", а следующий роман - "Алмазная колесница" и вовсе не отнесен к какому-либо жанру.
язык всех без исключения произведений очень хорош и легок. доктор филологических наук знает свое дело. даже не очень интересные истории автор этих строк читал с удовольствием.
жаль, что сюжетные линии временами заимствованы. это замечание не касается сборника "Нефритовые четки", своеобразного трибьюта классикам детективного жанра. в остальных книгах серии временами я ощущал дежавю. точно могу утверждать, что мотив из "Весь мир театр" копирует (или лучше сказать, наследует?) "Убийство в Месопотамии" Агаты Кристи (женщине угрожает первый муж, не давая выйти замуж повторно).
также, хочу сказать, что чем дальше мы следуем за Эрастом Петровичем в его удивительных приключениях, тем больше некоторые обороты притягиваются за уши, например, исход "Декоратора" (лондонским Джеком-потрошителем оказывается российский студент).
этот абзац читать не обязательно. по моему мнению, его суть очень емко выражена в приведенной в конце цитате. раз уж вы сюда дошли, то скажу, что Борис Акунин, несомненно, хороший писатель и, по моему мнению, мог бы быть автором более высокой литературы, но, разумеется, в ущерб популярности и продаваемости. об этом помимо прекрасного владения словом свидетельствуют некоторые понравившиеся мне мысли, которые Акунин время от времени высказывает устами своих персонажей.
вкратце пройдусь по произведениям ради упорядочивания комментариев
читать дальше"Турецкий Гамбит" - имеет замечательную экранизацию, в которой Анваром оказывается другой персонаж.
"Левиафан" - герметичный детектив, располагает к интриге, напряжению, я ожидал чего-то необычного с хитрой развязкой, но, увы, мои ожидания не были оправданы.
"Смерть Ахиллеса" - хорошее произведение с тем самым напряжением и интригой, которого не хватало Левиафану. история Ахимаса вызвала у меня ассоциации с "Парфюмером".
"Декоратор" - несмотря на упоминавшийся мною момент, я бы назвал эту повесть одной из лучших во всей серии. пожалуй, благодаря выдержанной в оптимальных пропорциях мрачной атмосфере, которую не испортил даже ожидаемый триумф Фандорина.
"Статский советник" - первая книга, которую я прочитал и, пожалуй, эту вещь я бы перечитал еще разок-другой. мне кажется, тут и находится апогей, пик, экстремум фандориниады, потому что до этого произведения включительно каждая новая книга не уступала предыдущей.
"Коронация или Последний из Романов" приближает Фандорина еще ближе к царским делам, но по-настоящему интригующей становится только в конце. по моему мнению, можно было меньше лить воды.
"Любовница смерти" - вялое произведение. как я понимаю, литературный эксперимент здесь поставлен выше сюжетной линии. Фандорину как всегда невероятно везет в борьбе с главным злодеем.
"Любовник смерти" также запоминается, главным образом, своими заключительными эпизодами, в которых Эраст Петрович лишается еще одной женщины, с которой у него могло быть интересно.
в центре событий этих двух книг находятся соответственно Маша Миронова и Сенька Скорик и для них эти две истории никак не связаны. в то же время читатель может увидеть, что оба эти приключения происходят паралельно в одно и то же время. для тех же, кто к окончанию второй книги был настолько увлечен сюжетом, что забыл о мелочах (как я, например) автор дает весьма предметный намек.
"Алмазная колесница" - огромная книга, состоящая из уныленькой первой части, бесконечной второй (я раз пять думал, что вот он уже - конец) и душераздирающей последней страницы. по части увлекательности, конечно, номер один, но в целом уступает Статскому советнику.
мне запомнилось высказывание одного из персонажей о традиции японцев "сохранять честь" совершением семейных самоубийств, которое критикует это как уход от ответственности.
"Нефритовые четки" - содержит десять "римейков классических детективов". мое мнение таково: напрасно автор гнался за количеством и громкими именами. я бы охарактеризовал это как "увлекательный порожняк". "Скарапея Баскаковых" вообще воспринимается как пародия. на "Собаку Баскервилей", разумеется. в последней повести автор бросает вызов самому Шерлоку Холмсу, сводя его в одном деле с Фандориным. на удивление, этот эксперимент показался мне самым пристойным. "Сонная лощина" в американской долине, населенной мормонами и русскими эмигрантами, которые строят там коммунну - это фейспалм. последние три произведения занимают львиную долю книги.
"Весь мир театр". эту книгу я читал уже ради галочки. ничего свежего, ничего необычного окромя цифровых часов в начале ХХ столетия. ну и что Фандорину уже хорошо за пятьдесят, но он еще молодец хоть куда и даже приударяет за женщиной.несмотря на мои замечания и критику, я считаю фандориниаду довольно положительным явлением. намерен читать завершающие книги по мере их выхода. правда, не думаю, что обзаведусь этой литературой в печатном виде.
и окончить этот очерк я хотел бы двумя цитатами, которые как нельзя лучше охарактеризовывают впечатления (преимущественно от второй части) произведений серии "Новый детектив":
"но... ловишь себя на мысли, что дочитывать до конца вовсе не обязательно"
"Писатель отчетливо намекает, что мог бы писать намного лучше, но не в этот раз"
источник цитат:
www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=...